Алексей Суховерхов   |  Совковая журналистика. «Компромисс» Сергея Довлатова

Совковая журналистика. «Компромисс» Сергея Довлатова

Совковая журналистика. «Компромисс» Сергея ДовлатоваМногих удивляет, как же так российские СМИ могут говорить абсолютную неправду. А отдельные «журналисты» умудряются так вжиться в свои пропагандистские роли, что складывается впечатление, что они и сами верят в то, что говорят с телеэкранов.

Между тем раздвоение личности в нашей стране – можно сказать, профессиональный подход или даже заболевание, имеющее традицию в несколько десятилетий. И те, кто сегодня говорит с экрана на голубом глазу полную глупость с точки зрения здравого смысла, в действительности прошли как раз ту, еще советскую школу.

Самым ярким литературным свидетельством двойной жизни отечественных журналистов прошлого, безусловно, является сборник новелл Сергея Довлатова «Компромисс». Правда, в конце 70-х, когда писалась эта книга, общество постепенно становилось несколько иным. Выживающий из ума развитой социализм стал скорее карьерным проводником и неким образом выдуманной жизни для партийных бонз. В то время как обычные люди к этому времени обитали уже в другой реальности.

В произведении Сергея Довлатова, в то время журналиста республиканской газеты «Советская Эстония», есть как бы три движущие силы. Во-первых, это партийный аппарат и идеологические службы, обслуживающие его. Включая корреспондентов, фотографов и так далее. Во-вторых, стоящий и надзирающий за ними КГБ. В-третьи, простые люди, которые все понимают и пытаются, с переменным успехом, сжиться с реальностью.

В «Компромиссе» все это подается с юмором, через рез двенадцать историй. Но на самом деле, после прочтения становится вовсе не смешно. Эта книга о том, как даже думающий человек оказывается вовлечен в систему и вынужден писать полную чушь. Причем то, что остается за кадром редакционных материалов, реальная жизнь – цинична и в итоге ни на грамм водки не связана с тем, что публикуют официальные издания. А других, как водится при тоталитарном режиме, попросту не существует.

Журналистика после Довлатова

В сегодняшней России сделано все, чтобы вернуть средства массовой информации именно в те времена. Точно также любой автор, который отказывается сотрудничать с системой, скорее всего, окажется не у дел. Для него будет закрыт вход на телевидение и радио.

То же самое и с газетами, которые сейчас почти полностью заменены Интернетом. Кроме, разумеется, того мусора, который печатают местные власти себе во славу и разбрасывают бесплатно в почтовые ящики. Но это не журналистика совсем – просто продукция для мытья окон, наполнения кошачьих туалетов или, для тех, кто намного попроще, вообще бесплатный заменитель туалетной бумаги.

Надо понимать, что в действительности многие из сегодняшних журналистов – еще успели пройти как раз ту самую, еще советскую школу. Когда писать можно было либо так, как требуется, либо вообще никак. Сегодняшние корифеи той же тележурналистики, в особенности те, кто старше 40-45 лет, перед тем, как поступить на журфак какого-нибудь университета, проходили практику именно в таких местных, районных, республиканских газетах, а кто и в обычных многотиражках. В свое время, например, одним из частых мест для «быстрого старта» оказывалась поганейшее издание московского «Метростроя». Не сложно догадаться, о чем там писали будущие «акулы» продажного пера.  

Но все-таки многое изменилось со времен Довлатова. Прежде всего, наше поколение успело глотнуть хотя бы какой-то относительной свободы. И это значит, что продажная журналистика – в значительно большей степени является осознанным выбором.

Конкуренция в редакциях стала, пожалуй, жестче. Если когда-то факультетов журналистики было всего несколько на страну, то сегодня формально овладеть этой древнейшей профессией можно в любой коммерческой шарашкиной конторе, аккредитованной выдавать, или продавать, дипломы вузов. Впрочем, особенность журналистики заключается как раз в том, что получать какое-то специальное образование – не обязательно. Было бы желание, и соответствующие позиции вполне в состоянии занять филологи, оказавшиеся не у дел в рыночных условиях, да и вообще кто угодно.

Повысились и ставки. Во времена развитого социализма все, что мог сделать автор, получив приличный гонорар за свои продажные творения – напиться с друзьями, чтобы справиться с раздвоением сознания.

Сегодня, как мы знаем, на вранье вполне можно заработать на солидную квартиру, престижную машину и загородный особняк. А еще – на заграничную поездку, чтобы хотя бы какое-то время пожить, как человеку.

Есть ли выход?

По крайней мере, Сергей Довлатов уехал в Америку в самом начале восьмидесятых годов прошлого века. А Эстония перестала быть «советской», то есть обрела свободу, в начале девяностых.

Но вот мы – застряли в прошлом. Все еще стоим перед тем же выбором. Врать, чтобы выжить. Или не пойти ни на какие уступки со своей совестью.

Книга «Компромисс» — смешная, и написана она замечательным, просто мастерским языком. Вот только герои ее – не персонаж автора, не окружающие его коллеги, не партийные деятели, даже не гебье и не девицы облегченного поведения – в стране, где, как известно, не было секса, хотя он был.

На мой взгляд, главный герой этой книги Сергея Довлатова был и остается один: это потерянное время. А уж терять его или нет, определяйтесь сами. Это каждый для себя решает сам.

Один ответ на Совковая журналистика. «Компромисс» Сергея Довлатова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *