Алексей Суховерхов   |  Выбор своего дела

Выбор своего дела



Выбор своего делаНикогда, никогда не надо заниматься тем, что не нравится. В крайнем случае, на неприятную работу можно временно наняться, но превращать это в свой бизнес — ни в коем случае не стоит.

Мне довелось видеть много людей в своей и не только сфере, которые занимаются не своим делом. Например, пишут об инновациях в банках, а сами пользуются услугами исключительно Сбера. Зарабатывают деньги на продаже цветов, ездят на дорогущих машинах, имеют, кажется, все, но при этом, имея под рукой цветочный магазин, не могут встреть постоянную женщину. Тратят свою жизнь на бухгалтерию для того, чтобы почти под закат карьеры пойти учиться на психолога, и так далее.

Это тупик. Свое дело требует не просто полной отдачи. Для успеха нужно, чтобы выполнение работы, особенно на первоначальном этапе, когда приходится в одиночестве делать все и за всех, само по себе доставляло удовольствие. Чтобы сам процесс был жизнью.

Как я выбирал направление

Для меня не стоял вопрос, чем заняться. Я начал писать, кажется, в пять лет. В шестнадцать знал, что поздно или рано стану писателем. В семнадцать поступил на журфак МГУ.

А вторая направляющая моего сегодняшнего дела — это тоже мое хобби. Я пытался разбираться в вопросах экономики в те же шестнадцать. Еще тогда, на закате Совка, мы все мечтали о свободном предпринимательстве. Может быть, оттуда все и пошло…

В общем, после факультета журналистики я десять лет проработал в банковской сфере. И вернувшись в свою основную профессию, досконально знал, что и как устроено в мире финансов. Именно поэтому для своего направления бизнеса я выбрал деловой портал, ориентирующийся на инвестиции.

Что можно посоветовать тем, кто только делает свой выбор? Прежде всего, определиться, чем бы хотелось заниматься. Это еще не значит, что любимое дело станет товаром. Но оно вполне сможет быть исходным материалом, сырьем, общим направлением будущей деятельности.

Расскажу на своем примере. Предположим, я могу писать статьи и разбираюсь в финансах. Значит, я могу сделать сайт, который будет отвечать на основные вопросы, интересующие читателей в области экономики. Но это еще не товар.

Нанизываем одно на другое

Продать я смогу — рекламные площади или что-то в этом роде. Значит, помимо общей финансовой тематики, нужны более узкие направления. Инвестиции? Отлично, помимо статей на экономические темы размещаем то, что может быть важно для инвесторов. В моем случае это обзоры и независимые рейтинги инвестиционных компаний. Что еще?

Предположим, есть у человека некая сумма для инвестиций. Какие еще варианты? Можно положить деньги в банк. Хорошо, делаем раздел для обзоров банков. Еще можно поиграть в форекс. Затея сомнительная, особенно с моей точки зрения, так как мне довелось посидеть за настоящим валютным терминалом банка. Но все-таки тоже альтернатива. Делаем раздел и под это. Конечно, все это — не инвестиции в строгом понимании. Это денежный рынок, а не рынок капитала. Но раз людям интересно, то пусть будет. Еще один раздел посвящен инвестициям в недвижимость. Ясно, что не для кризиса, но это тоже аудитория. Значит, тоже приплюсуем. И так далее. В итоге получается целая сеть направлений, в которых можно развиваться.

Таким образом, мы определились с основным вектором: что именно, на каких страницах и какому читателю мы можем предложить рекламу заказчиков. Но откуда взять посетителей? Что, в свою очередь, предложить им?

Здесь рецепт, как ни странно, достаточно универсален. Это новости в определенной области. В моей — экономика. В других — на другие тематики, соответствующие профилю бизнеса. А кроме того, форум — хотя и уступает сегодня социальным сетям, но до сих пор остается одним из основных способов удержания аудитории и даже создания круга потенциальных клиентов работодателей. Что не менее важно, форум дает статистику целевых посещений, которая в дальнейшем очень понадобится. Раздел трудоустройства в выбранной сфере — тоже неплохой вариант. Календарь мероприятий — пока в планах. Ответы на вопросы по теме и так далее.

Условно любой крупный портал, пожалуй, можно разделить на три составляющие. Три кита, на которых он держится. Это, во-первых, бизнес сегмент, ради чего создается, во-вторых, новости, обеспечивающие приток посетителей, в-третьих, всевозможные социальные сервисы, позволяющие участникам общаться, обсуждать, высказывать свои мнения, писать отзывы, и так далее.



Отличие от конкурентов

Создавать что-то из того, что уже есть, но на пять-десять лет позже, пожалуй, смысла нет. Выход на рынок потребует слишком больших затрат, которые, чаще всего, не под силу начинающим. Поэтому отличаться от конкурентов можно и нужно. Например, путем выбора более узкой или, наоборот, широкой специализации.

В моем случае, есть масса сайтов, посвященных по отдельности брокерским услугам на рынке акций, банковским вкладам, Форекс и так далее. Решение было — собрать все в одном месте. Для того, чтобы инвестор получил выбор.

С другой стороны, существуют очень серьезные проекты, посвященные той же банковской деятельности. Например, портал Банки.ру, на котором мне довелось в свое время проработать более года. И как раз в этом выбор пал на узкой сегментации. Банки.ру и его конкурент Сравни.ру пишет обо всем. Не случайно их клиенты — заемщики, а темы для бесед на форумах — как бы облапошить кредитную организацию.

Сайт Allinvestmemts.ru целенаправленно работает на тех, кто не занимает, а вкладывает. Наверное, в душе я очень горд, что общаюсь с более качественной публикой))). Но в целом идея такая, чтобы сделать более качественный продукт под более узкую аудиторию.

С основным направлением понятно. Но как же сделать новости — отличные от других, когда абсолютно все издания печатают почти одно и то же? В этом на помощь приходит стиль. Вообще-то, это концептуальная идея: время классической журналистики заканчивается. Издателем может стать кто угодно. И даже телеведущим со своим телеканалом. Достаточно создать сайт или воспользоваться соответствующим сервисом в Интернете.

А значит, язык журналистики становится принципиально другим. Потому что больше нет конкуренции, как в советские времена, между «Правдой» и «Известиями». Бороться за читателя приходится — между журналистом и блогером. По-моему, единственный способ победить в этой борьбе — писать проще. И даже эмоциональнее. Излагать материал так, чтобы запоминалось и цепляло.

Хорошая новость заключается в том, что любой человек, создающий бизнес в сети или представительство предприятия в Интернете — запросто может сделать то же самое. Просто объясняя читателям те или иные особенности, которые не все знают.

Другой пример

Попробую проиллюстрировать принцип «нанизывания» одного на другое на другом примере. Этим бизнесом я занимался с 2005 года, и он был благополучно убит кризисом 2008-2009 года. В этом на сто процентов была и моя вина, см. самое начало: мне надоело делать то, чем я занимался.

Идея была такая, что я, имея хороший опыт в области коммуникаций и пройдя несколько тренингов, решил сделать свой. Итак, главным продуктом стал тренинг продаж. Что дальше? Дальше к нему был сделан целый продуктовый ряд — начиная от статей, которые посвящены этой теме и сейчас выложены в свободном доступе на этом сайте и заканчивая электронными книгами, которые, в конце концов, приносили доход не меньший, чем сами тренинги.Подведем итоги

А кроме того, мой сайт того времени содержал раздел для бесплатного размещения вакансий, так как учебные программы приходилось продавать в основном сотрудникам кадровых служб. Само собой, каталог статей, причем не только моих, форум и так далее. В конце концов, сайт был просто тем инструментом, который производил первичный отбор тех, кому услуги интересны. А далее в дело вступали все те же прямые продажи. Кстати, я провел более сотни тренингов по заказу компаний.

Когда начать

Как это ни удивит многих, но начать лучше в кризис. Я знаю не одно удачное предприятие, которое начиналось — в не самые лучшие, мягко скажем, времена. В действительности это объясняется просто. Дело в том, что у развитого бизнеса, например, Интернет-портала, помимо клиентов есть еще и собственные обязательства, например, персонал, которому надо платить зарплату, наступающие на горло кредиторы и инвесторы, и так далее.

Понятно, что проекту Allinvestments.ru выжить проще, когда у него нет штата в сто человек, как у сайтов известных конкурентов. В моем случае это всего один человек, который, если что, может подождать, и отдельные фрилансеры, которым, в крайнем случае, можно в любой момент ничего не заказывать.

В результате сайт может планомерно и неспешно наращивать аудиторию, не имея необходимости на грани банкротства закупать посетителей контекстной рекламой, чтобы попытаться продать рекламу. Маленький бизнес в кризис имеет неоспоримое преимущество: он может проявлять гибкость и ждать. Для того, чтобы когда настанут лучшие времена — опередить конкурентов.

Подведем итоги

Главное — делать то, что хочется. Нечто такое, в чем интересен сам процесс, потому что за результат придется бороться долго и не всегда успешно. После того, как выбрано направление, следует сделать из него основной продукт, рассчитанный на конкретного заказчика: кто это может купить. И, наконец, третьим шагом главное предложение надо расширить на все, что можно к нему приплюсовать, не меняя общей стратегии.

Начать лучше прямо сейчас, когда кризис. Потому что в худшие времена конкуренты вынуждены снижать свои маркетинговые расходы. А у нового бизнеса — одновременно с этим абсолютный минимум постоянных обязательств, что делает его более гибким.

И все-таки подчеркну еще раз самое главное: заниматься надо только тем делом, которым хочется. А для того, чтобы выполнять что-то неинтересное, можно просто наняться на работу.



Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Реклама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *